Правовое просвещение за июль

  1. Законодателем приняты меры к исключению конфликта интересов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд

С 01.07.2022 вступили в законную силу положения Федерального закона от 11.06.2022 № 160-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), которым введены правовые нормы, направленные на исключение конфликта интересов при проведении закупочных процедур для государственных и муниципальных нужд.

В частности:

– уточнены условия, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

– конкретизирован перечень лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

– установлен перечень лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

– закреплена обязанность члена комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии;

– к руководителю заказчика, членам комиссии по осуществлению закупок установлено требование о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок.

Кроме этого, документом определено, что заказчики будут получать информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Действующие Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона, утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до 01.10.2022.

  1. Уточнены основания для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

Федеральным законом от 28.06.2022 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» из перечня оснований для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами исключено отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Кроме этого, закреплена обязанность лица, которое инициировало общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или в региональной информационной системе решение и протокол собрания не позднее чем через десять дней после его проведения (при условии обеспечения размещения указанных документов в системе в автоматизированном режиме).

Также установлено, что внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, которые уже рассматривались на общем собрании и по которым были приняты решения, может быть созвано по истечении срока размещения в системе протокола и решений такого ранее проведенного общего собрания.

  1. Как защитить своё право на получение льготного лекарства?

В соответствии  с  пунктом  5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации  осуществляется, в том числе,  путем обеспечения определенных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, а за счет средств регионального и федерального бюджета:

- лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Также право на льготное обеспечение лекарственными препаратами имеют инвалиды, дети в возрасте до 3 лет, дети в возрасте до 6 лет из многодетных семей, другие категории граждан в соответствии с федеральным законодательством.

Граждане льготной категории вправе обратиться с иском в суд за взысканием затрат, понесенных за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты в связи с необеспечением аптечной организацией по льготным рецептам по истечении установленных сроков по причине их отсутствия.

Кроме этого, за защитой нарушенного права гражданин вправе обратиться с заявлением к прокурору, представив документы, подтверждающие право на льготное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, платежный документ (чек, выписку по счету), копию рецепта.

  1. Уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ

В настоящее время для усиления системы уголовно-правовой профилактики идеологии терроризма, распространяемой в информационно­телекоммуникационных сетях, Федеральным законом от 04.03.2022 №32-Ф3 введена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Максимальное наказание за совершение указанного преступления, предусмотренного ч.1 ст.207.3 УК РФ, составляет 3 года лишения свободы.

Повышенная уголовная ответственность предусмотрена за совершение указанного деяния:

  • лицом с использованием своего служебного положения;
  • группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • с искусственным созданием доказательств обвинения;
  • из корыстных побуждений;
  • по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • повлекшее тяжкие последствия.

Поскольку ч.2 и ч.З ст.207.3 УК РФ рассматриваются как преступления, обладающие высокой степенью общественной опасности максимальное наказание, предусмотренное в законе по ч.2 ст.207.3 УК РФ составляет от 5 до 10 лет лишения свободы, по ч.З ст.207.3 УК РФ - от 10 до 15 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Ответственность по данной статье наступает, если сведения или действия выражены публично и касаются использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

  1. Интернет-мошенничество

С техническим прогрессом за последние пару десятилетий в нашу жизнь прочно вошли новые технологии, в том числе компьютеры, смартфоны и Интернет. Возможность совершения посредством Интернета денежных операций, онлайн-покупок и прочего при широких технических возможностях сохранения анонимности пользователя породила новый класс злоумышленников, которые промышляют интернет-мошенничеством.

Одной из разновидностей интернет-мошенничества является фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей – логинов и паролей (происходит от fishing – рыбная ловля, password – пароль). Для того, чтобы в прямом и переносном смысле на попасться на уловку мошенников необходимо придерживаться ряда правил:

- следить за своими аккаунтами, при признаках подозрительной активности (взлома) которых следует ее заблокировать и обратиться к администраторам соответствующего ресурса как можно скорее;

- использовать безопасные веб-сайты, в том числе интернет-магазинов и поисковых систем, при этом нужно помнить, что часто мошенники создают сайты-двойники, чтобы пользователь по ошибке ввел туда свои данные при авторизации (логин и пароль);

- использовать сложные и разные пароли, чтобы в случае взлома злоумышленники получили доступ только к одному профилю пользователя, а не ко всем;

- в случае взлома аккаунта необходимо предупредить всех знакомых, которые указаны в друзьях у данного аккаунта, о взломе;

- рекомендуется отключить сохранение пароля в браузере;

- следует установить надежные пароль (PIN) на мобильный телефон;

- не открывать файлы и другие вложения в письмах, даже если они пришли от знакомых; при наличии подозрений, нужно уточнить, отправляли ли они эти файлы.

Помимо фишинга, интернет-мошенничество имеет много форм. Например, распространено мошенничество с использованием интернет-сервисов для размещения объявлений о товарах, недвижимости, вакансиях и прочем (например, Авито). В этом случае пользователь может лишиться своих денег, отправив предоплату злоумышленнику за товар, который не будет отправлен, или купив заведомо неисправный товар или другую вещь вместо желаемой.

В зависимости от способа мошенничества, интернет-мошенничество может быть квалифицировано по ст. 159 УК РФ (мошенничество), ст. 159.3 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа), ст.159.6 УК РФ (мошенничество в сфере компьютерной информации). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №48 мошенничество в сфере компьютерной информации, совершенное посредством неправомерного доступа к компьютерной информации или посредством создания, использования и распространения вредоносных компьютерных программ, требует дополнительной квалификации по ст.272, 273 или 274.1 УК РФ.

6 Усилена ответственность за побои для лиц, ранее судимых за преступление, совершенное с применением насилия

Конституционным Судом РФ статья 116.1 (Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию) Уголовного кодекса РФ в 2021 году была признана не соответствующей Конституции РФ, т.к. устанавливала ответственность для лиц, совершивших побои только в период, когда они считаются подвергнутыми административному наказанию.

Вместе с тем, общественная опасность повторного нанесения побоев в связи с предшествующим привлечением уже не к административной, а к уголовной ответственности, не может оцениваться как снизившаяся. Напротив, повторность указывает на устойчивость поведения виновного, склонность к разрешению конфликтов насильственным способом, неуважение к достоинству личности.

В связи с этим, Федеральным законом от 28.06.2022 № 203-ФЗ «О внесении изменений в статью 116.1 УК РФ и статью 20 УПК РФ» статья 116.1 УК РФ дополнена частью второй, устанавливающей уголовную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль (но не образующих состав преступления, предусмотренного статьями 115 либо 116 УК РФ), лицом, имеющим судимость за преступление, совершенное с применением насилия.

В этом случае наказание уже не предусматривает штраф, а срок обязательных работ может быть назначен вплоть до четырехсот восьмидесяти часов, исправительные работы могут быть назначены на срок до одного года, а арест - до шести месяцев. Предусмотрена возможность назначения и такого наказания, как ограничение свободы.

Указанные выше изменения вступают в силу с 09.07.2022.

7 Чем отличается кража от находки

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 227 ГК РФ нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта.

В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

Главным отличием кражи от находки является противоправность действий лица, направленных на тайное изъятие имущества у его собственника.

Разграничение кражи и находки осуществляется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств обнаружения лицом вещи, которую оно обращает в свою пользу.

При этом следует иметь в виду, что присвоение оставленной, а не утерянной или забытой вещи является хищением.

Разграничение между оставленной и утраченной (забытой) вещью заключается именно в элементе, связанном с выбытием имущества из обладания собственника.

Так, если при утрате вещи законный владелец не знает о месте ее нахождения, то при оставлении оно ему достоверно известно. И эти обстоятельства - оставления или утраты - должны определяться исходя из конкретных признаков внешней обстановки: где именно и каким образом там находилась вещь. При этом если из обстоятельств дела однозначно следует, что вещь оставлена, а не забыта и не потеряна, то присвоившее ее лицо совершило кражу.

Согласно позиции Верховного Суда РФ также следует учитывать особенности предмета, например, присвоение мобильного телефона, находящегося в рабочем состоянии, имеющего идентификационные признаки, будет являться хищением.   

8 Особенности привлечения к уголовной ответственности по частям первой и второй статьи 207 УК РФ за заведомо ложное сообщение об акте терроризма

В современной жизни с развитием средств массовой информации и систем коммуникации, позволяющих скрыть личность пользователя, в правоохранительные органы все чаще поступают сообщения об актах терроризма.

Как правило, такие сообщения являются ложными, носят анонимный характер и совершаются из хулиганских побуждений.

Вместе с тем, по каждому подобному сообщению, в виду особой опасности возможных последствий, правоохранительными органам проводится тщательная проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Уголовно-процессуальным законодательством – статьей 207 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, то есть о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений.

При этом состав преступления является формальным и для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и последующего привлечения к уголовной ответственности по части первой статьи 207 УК РФ достаточно лишь самого факта регистрации сообщения.

Наказание предусмотрено весьма серьезное – штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет.

Еще более серьезная ответственность предусмотрена по части второй статьи 207 УК РФ за заведомо ложное сообщение об акте терроризма в отношении объектов социальной инфраструктуры либо повлекшее причинение крупного ущерба – штраф в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Таким образом, необходимо очень четко понимать, что несмотря на то, что в большинстве случаев лица, сообщающие такие сведения в правоохранительные органы желают привлечь к себе внимание, развлечься или самоутвердиться, что наиболее характерно в молодежной среде, уголовная ответственность по указанным нормам уголовно-процессуального закона наступит независимо от того, желало ли лицо наступления каких-либо последствий или нет.

В случае же наступления общественно опасных последствий предусмотрена еще более строгая ответственность, предусмотренная частями третьей и четвертой статьи 207 УК РФ с максимально строгим наказанием в виде лишения свободы на срок от шести до десяти лет.

9 Пленум ВС РФ скорректировал разъяснения о необходимой обороне

31 мая 2022 г.  Пленум Верховного Суда принял постановление, которым был внесен ряд дополнений в Постановление Пленума ВС РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».

Изменениями расширен перечень посягательств, защита от которых допустима в пределах необходимой обороны. Так, второе предложение абз. 2 п. 3 Постановления Пленума ВС № 19 дополнено словами «незаконное проникновение в жилище против воли проживающего в нем лица, не сопряженное с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия».

Пленум внес в п. 8 Постановления № 19 дополнительное уточнение о необходимости разъяснять судам, что состояние необходимой обороны может иметь место в том числе в случаях, когда защита была осуществлена при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии реальной угрозы совершения общественно опасного посягательства, а действия оборонявшегося лица непосредственно предшествовали такому посягательству и были направлены на его предотвращение. Например, посягающее лицо высказывало угрозу немедленного применения насилия в условиях, при которых у оборонявшегося лица имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, направляло в сторону оборонявшегося лица оружие, что свидетельствовало о намерении посягающего лица применить это оружие непосредственно на месте посягательства, разъяснил ВС.

Также скорректирован п. 9: в нем уточнено, что не могут признаваться провокацией нападения правомерные действия обороняющегося лица, в том числе направленные на пресечение нарушения общественного порядка.

Помимо этого, Пленум ВС РФ внес дополнения о том, что должны учитывать суды, разрешая вопрос о наличии или отсутствии признаков превышения пределов необходимой обороны (п. 13). Так, при проверке доводов подсудимого о совершении общественно опасного деяния в состоянии необходимой обороны суд обязан исходить из принципа презумпции невиновности (ч. 3 ст. 14 УПК РФ), в том числе учитывать, что подсудимый не обязан доказывать свою невиновность или наличие в его действиях признаков менее тяжкого преступления. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых обвиняемым в свою защиту, лежит на стороне обвинения, а все сомнения в наличии состояния необходимой обороны и (или) виновности лица, обвиняемого в превышении ее пределов, которые не могут быть устранены в порядке, предусмотренном УПК РФ, толкуются в пользу подсудимого.

10 Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни

Часть 1 статьи 151.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за склонение или иное вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего, путем уговоров, предложений, обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков склонения к совершению самоубийства, вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественных действий.

Примерами противоправных действий, представляющих опасность для жизни, могут быть: «зацепинг» - проезд снаружи поездов,  «диггерство» - исследование искусственных подземных сооружений; «руфинг» - экстремальный вид индустриального туризма, «хай-дайвинг» - прыжки в воду с экстремальных высот и многие другие.

За совершение данного преступления предусмотрены альтернативные виды наказаний: от штрафа до одного года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Частью второй указанной статьи более суровое наказание предусмотрено для лиц, совершивших деяние в публичном выступлении, СМИ, сети «Интернет», группой лиц.  

Данное преступление расследуется следователями Следственного комитета РФ, а уголовное дело рассматривается мировыми судами.

Необходимо отметить, что эффективность предупреждения данных преступлений в отношении несовершеннолетних зависит и от бдительности их законных представителей, в связи с чем последним необходимо обращать пристальное внимание на времяпрепровождение подростком своего досуга.

11 За фиктивную постановку на учет предусмотрена уголовная ответственность

В силу статьи 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания понимается постановка их на учет на территории Российской Федерации по месту пребывания на основании заведомо недостоверных сведений либо документов, либо постановка на учет в помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им такое помещение, либо их постановка на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они не осуществляют трудовую или иную не запрещенную российским законодательством деятельность.

Данное деяние наказывается:

- штрафом в размере от 100 до 500 тысяч рублей;

- штрафом в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 3 лет;

- принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового;

- лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового.

12 Ответственность за киберпреступления

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривает несколько специальных статей, по которым киберпреступники привлекаются к ответственности. Так ст. 274.1 УК РФ предусматривает ответственность за неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации. Уголовно-наказуемым является создание, распространение и/или использование компьютерной информации, заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на информационную инфраструктуру Российской Федерации. За совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до 5 лет с ограничением свободы, либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет со штрафом от 500 тыс. рублей до 1 млн.

Совершение действий, направленных на неправомерный доступ к охраняемой компьютерной информации с использованием вредоносных компьютерных программ и заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, может повлечь более строгое наказание – лишение свободы на срок до 6 лет.

Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, в случае причинения вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового, либо лишением свободы на срок до 6 лет.

Совершение всех вышеперечисленных действий группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо с использованием служебного положения наказывается лишением свободы до 8 лет. А в случае, наступления тяжких последствий – до 10 лет.

13 Новые полномочия прокуроров в сфере контроля за законностью получения денежных средств лицами, предоставляющими сведения о доходах, их супругами и несовершеннолетними детьми

Федеральным законом от 06.03.2022 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции» введен механизм, позволяющий обращать в доход Российской Федерации денежные средства лица, обязанного предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поступившие на принадлежащие ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям счета в банках и иных кредитных организациях, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход этого лица за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении их не представлены сведения, подтверждающие законность их получения.

Выявлять такие обстоятельства будут подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в рамках проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Этим же законом прокурорам предоставлены полномочия проводить проверку законности получения денежных средств в случае увольнения проверяемого лица до завершения проверки и обращаться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, в отношении которой не представлены сведения, подтверждающие законность их получения.

14 Какую дисциплинарную ответственность могут понести муниципальные служащие за совершение коррупционных правонарушений?

Согласно положениям Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае совершения коррупционных правонарушений работодатель может применить к муниципальному служащему дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения с муниципальной службы по соответствующим основаниям, в том числе в связи с утратой доверия.

Вид примененного взыскания зависит от тяжести совершенного муниципальным служащим проступка.

При этом, основаниями для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе работодателя могут являться такие коррупционные проступки как: несоблюдение ограничений, запретов связанных с муниципальной службой, предусмотренных ст.ст. 13, 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

15 Вправе ли государственный служащий владеть ценными бумагами, паями и инвестиционными счетами?

Пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлен запрет на приобретение гражданским служащим ценных бумаг, по которым может быть получен доход, в случаях, установленных федеральным законом.

В настоящее время антикоррупционным законодательством запрещено приобретать ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов. При этом государственный гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ, пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Кроме того, для лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, и которые включены в соответствующие перечни, определенные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, установлен запрет владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»).

При этом служащие вправе открывать индивидуальные инвестиционные счета.

Между тем в целях исключения нарушения вышеупомянутых запретов при заключении договоров на ведение таких счетов следует учитывать разъяснения, приведенные в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.04.2018 № 18-2/10/В-2575, о том, что приобретение брокером в интересах служащего ценных бумаг, владение которыми приводит или может привести к конфликту интересов, либо являющихся иностранными финансовыми инструментами, недопустимо.

16 Кто и как может воспользоваться «гаражной амнистией»?

Вступившим в силу 01.09.2021 Федеральным законом № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены изменения, касающиеся создания, оформление прав на гаражи и земельные участки под ними, а также легализации уже существующих гаражей («гаражная амнистия»).

«Гаражная амнистия» распространяется на гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (т.е. до 30.12.2004), при этом гараж может быть, как отдельно располагающимся объектом капитального строительства, так и находящимся в гаражно-строительных кооперативах и гаражных товариществах. Сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений, а земельный участок, на котором расположен гараж, должен быть в государственной или муниципальной собственности.

«Гаражная амнистия» не распространяется на самовольные постройки и подземные гаражи при многоэтажных домах и офисных комплексах.

Правом воспользоваться «гаражной амнистией» наделены граждане - владельцы гаражей, их наследники; граждане, которые приобрели гаражи, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ, по соглашению у лица, подпадающего под «гаражную амнистию».

Чтобы воспользоваться правом на «гаражную амнистию», гражданину необходимо обратиться в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении (а при необходимости и образовании) участка под существующим гаражом с приложением любого документа, подтверждающего факт владения гаражом.

17 Cрок оформления паспорта РФ сокращен

С 01.07.2022 срок оформления паспорта не должен превышать 5 рабочих дней со дня приема территориальным органом МВД России документов от гражданина либо из МФЦ. Этот срок действует вне зависимости от места жительства гражданина и причин замены документа удостоверяющего личность. Данная норма также будет распространяться при введении паспорта с электронным носителем.

На сегодняшний день срок оформления паспорта составляет 10 дней в том случае, если документы поданы по месту жительства, и 30 дней во всех остальных случаях.

Заявку на оформление паспорта можно подать в любом отделении МВД или МФЦ, а также через портал Госуслуг.

Должностные лица МФЦ и организаций социального обслуживания передают полученные от граждан документы, заявление и личные фотографии в территориальные органы МВД России для оформления паспорта в течение одного календарного дня.

18 Воспрепятствование оказанию медицинской помощи влечет административную и уголовную ответственность

Согласно статье 6.36 КоАП РФ воспрепятствование в какой-либо форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи влечет наложение штрафа в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

Также, согласно ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортного средства, имеющего нанесенные специальные цветографические схемы, надписи и обозначения с одновременно включенными проблесковыми маячками синего цвета и специальным звуковым сигналом. Нарушение влечет наложение штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей или лишение права управление на срок от 3 месяцев до 1 года.

Кроме того, в случае наступления тяжких последствий виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности. Так, в соответствии со ст. 124.1 УК РФ воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента или смерть, наказывается вплоть до 4 лет лишения свободы.

19 Смягчена административная ответственность за совершение правонарушений в области предпринимательской деятельности

Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установлено, что в случае предотвращения лицом, совершим правонарушение, вредных последствий данного правонарушения либо добровольного возмещения им причиненного ущерба административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы.

Закреплено правило о замене административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение, оно распространяется на всех субъектов административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля, муниципального контроля.

Определено, что административный штраф, за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля, муниципального контроля может быть уплачен в половинном размере в течении 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

20 Не попадайтесь на уловки мошенников!

В последнее время мошенники действуют не только от имени правоохранительных органов и службы безопасности вашего банка, но и от имени сотовых операторов. Они сообщают потенциальной жертве, что неизвестные якобы подключили к телефонному номеру несанкционированную переадресацию, и убеждают, что для отключения этой функции и сохранения денежных средств необходимо ввести на телефоне короткую команду.

Затем, все SMS-сообщения жертвы переадресуются на телефон злоумышленника, и с помощью приходящих одноразовых паролей   мошенники похищают все  деньги.

Указанная схема опасна тем, что жертва даже не получит уведомления о подключении такой услуги, а узнает о списании денежных средств уже по факту.

Во избежание совершения в отношении Вас противоправных действий – не сообщайте никому коды, которые приходят Вам в SMS-сообщениях, и не вводите никакие команды на телефоне по просьбе звонящих.

21 Прокуратура разъясняет требование об уведомлении работодателя о склонении к совершению коррупционных правонарушений

Согласно статье 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Это является должностной обязанностью государственного или муниципального служащего.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения к нему в целях его склонения к совершению коррупционного правонарушения, а также о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о подобных фактах обращения определяются самим представителем нанимателя (работодателем).

Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, по уведомлению обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

22 Противодействие коррупции возложено на все организации (юридические лица) независимо от форм собственности

Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на организации (юридические лица) возложена обязанность принятия и разработки мер по предупреждению коррупции.

Указанная обязанность распространяется на все организации (юридические лица) не зависимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Среди мероприятий, которые могут проводиться, установлены:

  1. определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  2. сотрудничество организации с правоохранительными органами;

      3. разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

  1. принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  2. предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  3. недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Помимо предусмотренных законодательством о противодействии коррупции мер возможна разработка дополнительных документов, реализация иных мероприятий с учетом специфики деятельности организации.

23 Особенности осуществления образовательной деятельности по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования

Федеральным законом от 05.04.2021 № 85-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статья 19 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» была дополнена новой частью.
Согласно принятым поправкам научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, осуществляется организациями, включенными в соответствующий перечень, утверждаемый в установленном порядке.
Перечень данных организаций (далее – Перечень) утвержден приказом Минпросвещения России от 28.02.2022 № 96 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования».
Однако правом на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования для педагогических, руководящих работников образовательных организаций, обладают не только организации, включенные в названный Перечень.
Дополнительные профессиональные программы  также имеют право реализовывать образовательные организации при наличии указания в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности у организации подвида дополнительного образования – дополнительного профессионального образования.

24 Упрощена процедура рефинансирования ипотеки для получателей материнского капитала

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1247 внесены изменения в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, которыми уточнен порядок направления средств (части средств) материнского капитала на улучшение жилищных условий.

Так, при направлении таких средств на погашение ранее предоставленного займа на приобретение или строительство жилья лицо, получившее сертификат, представляет в Пенсионный Фонд России (ПФР) только документ о получении денег от банка, изначально выдавшего ипотеку.

Справка от рефинансирующего банка, подтверждающая направление средств на погашение первоначального кредита, в этом случае не требуется.

Кроме того, расширен перечень сведений,  которые запрашиваются  ПФР в соответствующих органах при получении информации, влияющей на право получившего сертификат лица распоряжаться средствами (частью средств) материнского капитала, до перечисления этих средств.

25 С 1 января 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования объединяются в Социальный фонд России

В связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ  с 1 января 2023 г. создается единый Фонд пенсионного и социального страхования (Социальный фонд России, СФР).
Единый Фонд единый Фонд пенсионного и социального страхования создается путем преобразования Пенсионного фонда России (ПФР) с присоединением к нему Фонда социального страхования (ФСС). 
Территориальные органы ПФР станут территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования, к ним присоединятся территориальные органы ФСС. В связи с реорганизацией не будет сокращена численность работников ПФР, ФСС, их территориальных органов и обособленных подразделений.
Создание Социальный фонд России позволит:
- централизовать на федеральном уровне услуги, предоставляемые государственными внебюджетными фондами;
- организовать единые офисы клиентского обслуживания;
- обеспечить централизацию госзакупок, бюджетного учета и отчетности, кадрового учета.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2023 г.

26 Беженцам из Украины и Донбасса предоставлена 90-дневная отсрочка по ОСАГО

Федеральным законом от 28 июня 2022 г. № 190-ФЗ пункт 2 статьи 22 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» признан утратившим силу и внесены изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно принятых изменений лица, прибывшие в экстренном порядке из Украины, ДНР и ЛНР, могут не оформлять на свой транспорт полис ОСАГО в течение 90 дней с даты въезда в Россию. 
Кроме того, прописаны правила на случай причинения вреда указанными лицами при использовании транспорта в этот период. 
Данные нормы применяются к правоотношениям, возникшим в период с 24 февраля по 31 декабря 2022 г.
В связи с принятыми поправками утратило силу положение о том, что если при осуществлении ОСАГО разница между доходами и расходами страховщика за первый квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год (отчетный период) превышает 5% от указанных доходов, то сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва (стабилизационного резерва) до достижения данным резервом величины, равной 10% размера страхового резерва произошедших, но незаявленных убытков на конец отчетного периода.
Изменения вступили в силу 28.06.2022.

27   Можно ли педагогическим работникам принимать подарки от учащихся и их родителей?

Законодателем конкретного понятия «подарок» не определено. Из определения договора дарения следует, что подарок – это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (ст.572 Гражданского кодекса РФ).

Работникам образовательных организаций, в том числе учителям, запрещается получать подарки от обучающихся, а также их родственников, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ).

Получение учителем подарка стоимостью свыше 3 000 руб. от ученика или его родственника является нарушением запрета и ставит под сомнение объективность принимаемых им решений. В этой связи для обоснования законности получения подарка рекомендуется сохранить документ, подтверждающий его стоимость.

Под обычными подарками, как правило, понимаются те виды подарков, которые обычно дарят учителям. Таким подарками могут быть цветы, конфеты, чай, кофе, канцелярские принадлежности, книги, вазы.

Локальными актами образовательной организации могут быть предусмотрены дополнительные ограничения, связанные с получением подарков, а также регламентирован порядок их получения (ст. 13.3 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Учитель вправе в любое время до передачи ему подарка отказаться от него, в том числе в случае, если возникают сомнения по поводу его стоимости или вида (ст.573 Гражданского кодекса РФ ).

За нарушение ограничений, связанных с получением подарков, учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) (ст.ст. 22, 81 и 192 Трудового кодекса РФ). Также учитель может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 Уголовного кодекса РФ).

28 Уголовная ответственность за незаконный оборот специальных технических средств

Уголовная ответственность за незаконные производство, приобретение, сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, предусмотрена статьей 138.1 УК РФ. 

За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ, лишения свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, системы, комплексы, устройства для доступа к информации, получения информации с технических средств ее хранения, обработки, передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.

К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации с открыто расположенными на них органами управления.  

29 Уголовная ответственность за неуважение к суду предусмотрена статьей 297 УК РФ

Диспозиция части первой указанной статьи предусматривает уголовную ответственность за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства.

Наказаниями за такое деяние являются штраф в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до 4 месяцев.

Часть вторая рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за то же деяние, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия.

За содеянное предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев.

Под оскорблением понимаются неприличные высказывания, жесты, действия, направленные на унижение чести и достоинства участников судебного разбирательства и подрыв авторитета судебной власти.

Потерпевшими по таким делам могут являться любые участники судебного разбирательства: судья, прокурор, защитник, присяжный заседатель, подсудимый, потерпевший, истец, ответчик, эксперт, свидетель, переводчик и другие.

Субъектом преступления может выступать любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъективная сторона содеянного характеризуется только прямым умыслом, предполагающим, что виновный осознает оскорбительный для суда и участников процесса характер его действий и желает совершить такие действия.

30 Ответственность за выгрузку или сброс мусора с транспортных средств в неположенных местах

Федеральным законом от 14.07.2022 № 287-ФЗ статья 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления" дополнена частями 3.1-3.4.

Ими предусмотрена ответственность для граждан, должностных лиц, юридических лиц за выгрузку или сброс с транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, тракторов и т.д.) и прицепов к ним отходов вне установленных мест.

Размер штрафа зависит от вида транспортного средства. Так, штраф за сброс мусора с легкового автомобиля для гражданина-нарушителя может составить 15 тыс. руб., с грузовика ¬– уже 50 тыс. руб. (для юридического лица – 50 тыс. и 120 тыс. руб. соответственно).

Если должностное или юридическое лицо совершат нарушение повторно, транспортное средство или прицеп могут конфисковать.

Фиксация нарушений работающими в автоматическом режиме камерами с 11.01.2023 станет самостоятельным поводом для возбуждения административного дела.

В остальной части изменения вступили в силу 14 июля 2023.

31 Выделена специальная квота в объеме 10% от всех бюджетных мест для поступления в вузы детей участников специальной военной операции.

Вузы должны зачислять детей военнослужащих и сотрудников органов исполнительной власти, госорганов, где предусмотрена военная служба:

- без вступительных испытаний (за исключением творческих или профессиональных испытаний), если участник военных действий погиб или получил увечья;

- на основании результатов вступительных испытаний, если военнослужащий остался жив и не получил ранений.

Дети погибших или раненых военнослужащих смогут поступить в Президентское кадетское училище, кадетские и казачьи корпуса, Суворовское военное училище, Нахимовское военно-морское училище без вступительных испытаний.

Документ: Указ Президента РФ от 09.05.2022 № 268.

32 Могу ли я не выделять долю своим детям в квартире, в которую был вложен материнский капитал?

Материнский капитал – это одна из мер государственной поддержки семей. Меры государственной поддержки - это обеспечение возможности улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

 Один из возможных вариантов распределения денежных средств материнского капитала -  это покупка или строительство жилья.

 В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» закон прямо обязывает получателей средств материнского капитала, если на эти средства приобретена жилая недвижимость, то она должна быть оформлена в общую собственность обоих супругов и всех (в т.ч. первого, второго, третьего и последующих) детей.

Таким образом, закон запрещает возможность по не оформлению доли детям в жилом помещении, которое было приобретено за счет средств материнского капитала.

33 Почему нельзя сообщать номер СНИЛС незнакомым лицам?

Необходимо знать, что страховой номер индивидуального лицевого счета - это уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме через единый федеральный портал Госуслуги, регистрация на котором возможна только с помощью СНИЛС.

К сожалению, очень часто граждане доверяются и сообщают незнакомым лицам, зачастую мошенникам, свой страховой номер индивидуального лицевого счета и подписывают непонятные для них заявления по просьбам и уговорам таких лиц, что влечет за собой различные последствия.

При этом, зная СНИЛС и имея подписанное заявление можно без личного присутствия гражданина перевести пенсию из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд. Более того, мошенники могут оформить кредит в микрофинансовой организации.

Таким образом, необходимо внимательнее относиться к своим персональным данным и знать, что никаких страховых выплат по СНИЛС, кроме пенсии, законом не предусмотрено.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика